особое мнение
Алексей ЕЛИСЕЕВ:
Амнистируемых все равно привлекут к уголовной ответственности
“ВБ” попросил прокомментировать решение об экономической амнистии адвоката Алексея Елисеева, находящегося уже почти полгода за рубежом.
— Я бы не стал рекомендовать своим клиентам использовать для освобождения от уголовного преследования незаконный документ, названный составителями “Указом президента об амнистии лиц, совершивших экономические преступления”.
Надеюсь, что я не открою государственной тайны, если напомню содержание некоторых норм законодательства Кыргызской Республики, регулирующих вопросы амнистии в нашей стране. Так, согласно статье 74 УК КР, акт об амнистии издается только ЖК, а не какими–то иными лицами.
Возможно, я что–то пропустил в новейшей истории Кыргызстана, но мне кажется, что Роза Отунбаева еще не является нашим парламентом в одном лице. Я также полагаю, что в государстве еще действует Уголовный кодекс, поскольку иначе мы бы не говорили вообще о каких–либо преступлениях, а тем более об амнистии.
Кроме того, в силу прямого указания статьи 6 Закона КР “Об общих принципах амнистии и помилования” от 14 июня 2002 года возбужденные уголовные дела подлежат прекращению без каких–либо специальных обращений обвиняемых, а тем более каких–то соглашений.
Наоборот, поскольку амнистия является нереабилитирующим основанием для освобождения от уголовной ответственности, то амнистируемое лицо может только возражать против применения к нему такого акта, если считает себя невиновным. Но не проводить какие–то переговоры со следствием, судом или специальной комиссией.
Законодательством также не предусмотрена такая форма прекращения уголовного преследования, как “соглашение о возмещении ущерба”. В уголовном процессе вообще никаких соглашений между обвиняемым и следствием или судом заключаться не может! А участие в таком соглашении специальной комиссии вообще недопустимо, поскольку противоречит действующему уголовно– процессуальному законодательству. Так как производством следственных действий и принятием процессуальных решений уполномочены заниматься только следователь, прокурор или суд.
Закон не допускает создания какой–либо комиссии, уполномоченной определять ущерб от преступления и принимать решения об освобождении лица от уголовной ответственности. Более того, члены такой комиссии в последующем сами могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 318 УК за вмешательство в деятельность прокурора и следователя.
Акт о так называемой амнистии является незаконным, в связи с чем освободить по нему кого–либо от уголовной ответственности невозможно. Даже если по каким–то политическим мотивам по отношению к обратившимся за этой процедурой лицам уголовное преследование будет прекращено, то на самом деле это станет лишь временной отсрочкой отбывания наказания, а не полноценной амнистией.
С возвращением страны в правовое поле эти лица будут привлечены к уголовной ответственности в первую очередь, поскольку в распоряжении следствия появится признание вины в совершенных ими преступных деяниях, а также добровольно признанный размер ущерба. Может быть, это и есть реальная цель процедуры — попытаться обманом получить признательные показания.
В связи с этим говорить о том, что в Кыргызстане на самом деле в настоящее время объявлена амнистия, было бы, по меньшей мере, непрофессионально. За последнее время в стране было провернуто достаточно большое количество различного рода политических авантюр, оценивать которые с правовой точки зрения не представляется возможным. Это интересно обсуждать общественности, а для адвокатов и правоведов здесь лишь очередной повод констатировать низкий профессиональный уровень лиц, ратующих за такую инициативу.
Тем же, кто захочет воспользоваться объявленной амнистией, могу лишь посоветовать защищать свои права в рамках механизмов действующего законодательства, не прибегая к сомнительным политически мотивированным процедурам.
Эльвира ТЕМИР,
Дина МАСЛОВА.
Фото Владимира ПИРОГОВА
Добавить комментарий