компетентно
Бывший член совета директоров “Центерры”, адвокат Алексей ЕЛИСЕЕВ:
— В новом соглашении по “Кумтору” подробно прописаны разные форс–мажорные обстоятельства. Что там конкретно говорится по поводу простоя?
— Согласно пункту 1.4.3 (с) соглашения о новых условиях по проекту “Кумтор”, проектные компании (“Кумтор голд компани” и “Кумтор оперейтинг компании”) могут не платить иссык–кульский взнос в размере одного процента от своего валового дохода в случае, если возникнут существенные перебои в функционировании проекта, вызванные неправомерными действиями граждан КР, не являющимися работниками проектных компаний. Именно такую формулировку мы смогли зафиксировать в ходе переговоров с канадскими партнерами для того, чтобы предоставить работникам “Кумтора” право законными способами отстаивать свои права, не нарушая при этом интересов нашего государства. Таким образом, для того, чтобы КОК и КГК смогли обосновать свое освобождение от уплаты иссык–кульского взноса в случае с забастовкой их работников, адвокатам компаний будет необходимо доказать два момента. Во–первых, что эта забастовка организована не самими сотрудниками проекта, а кем–то извне (но гражданином КР). А во–вторых, что такие действия третьего лица носили противоправный характер.
В соглашении имеются также нормы, предоставляющие проекту право приостанавливать налоговые выплаты при совершении неправомерных действий самим государством. К примеру, если кыргызский суд в нарушение закона откажет в удовлетворении иска КОК, который, как мне известно из СМИ, уже подан компанией к своему профсоюзу, то это может также стать юридическим основанием для задержек выплат в пользу кыргызского бюджета. Дело в том, что, согласно международному праву, акты судебных органов недемократических государств с несправедливой системой правосудия (к числу которых относится, к сожалению, и КР) признаются действиями правительства. Но здесь вновь канадцам придется доказать, что местный суд вынес неправосудное решение.
По этой причине в результате анализируемой акции протеста наш бюджет лишится значительных финансовых поступлений: просто у проекта не будет никакого дохода, так как продукция во время забастовки не производится. Следовательно, реализации золота и серебра, от которой перечисляются основные налоги, не будет. По крайней мере, не станет в запланированном объеме. В этом случае проект продолжит оплачивать только платежи за землю и доступ, а также предусмотренные соглашением косвенные выплаты, которые будут значительно меньше прямых отчислений от валового дохода.
— Может ли забастовка быть политической акцией?
— В нашей стране все, что связано с “Кумтором”, является, к сожалению, политикой. Об экономике в этом вопросе вспоминают очень редко. С учетом того, что сотрудники проекта объективно получают достаточно высокую, по меркам КР, зарплату, а желающих устроиться на работу в КОК всегда много, требования о повышении оплаты труда именно в этот момент действительно выглядят не совсем экономическими. Если же в этой акции будет обнаружено участие третьих лиц, то ее направленность станет очевидной. Напомню, что именно сейчас проект “Кумтор” (наряду с поступлениями от авиабазы “Манас”) стал одним из немногих стабильных и значимых источников дохода государственного бюджета. Лишение бюджета и этой части незаемных поступлений перед зимним периодом может быть также использовано для получения внешними игроками полного контроля над страной.
Добавить комментарий