Весь истекший год российские власти усердно наказывали своих обидчиков из ближнего и дальнего зарубежья. Вводили против иностранных производителей контрсанкции, ограничивали своих граждан в зарубежном туризме, отменяли проводимые заграницей фестивали и конкурсы. В общем, делали все, чтобы больнее ударить по экономике и бизнесу тех стран, которые «провинились» перед Российской Федерацией или представителями ее правящей элиты. Но такая показательная порка приводила порой к совершенно противоположным результатам, о которых ее авторы, скорее всего, даже не подозревали.
К примеру, в Латвии, имевшей до последнего времени тесные экономические и культурные связи с Россией, в том числе в сфере туризма, конечно, возникали достаточно серьёзные опасения относительно последствий российских запретительных мер. Так, демонстративный уход из Юрмалы Новой волны, КВНа, Юрмалины и других крупномасштабных мероприятий, вызывал беспокойство, поскольку именно на таких шоу-проектах из России во многом и держалось благополучие латвийской туристической индустрии. Но, видимо, не зря на латышский язык Россия переводится как «Krievija» (Криевия). Криво как-то все у нее получилось.
Итоги прошедшего года показали, что Латвии удалось полностью компенсировать очевидный спад российских путешественников. А данные Центрального статистического управления Латвийской Республики свидетельствуют даже о росте количества туристов в той же Юрмале на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Конечно, россиян стало значительно меньше, но количество туристов из Литвы увеличилось на 95%, из Великобритании — на 54,79%, из Финляндии — на 46,48%, из Норвегии — на 43,35%, из Германии — на 40%. Это — не просто цифры, а новая объективная реальность латвийского общества, в котором места для российских интересов может вообще не остаться.
До последнего времени Россия имела в Латвии значительное количество агентов своего влияния. Абсолютно искренних и крепко мотивированных. Я имею в виду громадную армию коммерсантов и наемных работников, которые зарабатывали себе на жизнь деятельностью, прямо или косвенно связанной с приемом и обслуживанием россиян. Какова бы не была официальная риторика, владельцы ресторанов, сотрудники гостиниц, гиды и таксисты очень любили руссо туристо, хорошо знали русский язык и были привержены русскому миру не меньше самого заядлого русофила. Доходило до того, что уже латыши подвергались дискриминации при приеме на работу в связи с недостаточным знанием русского языка.
И вот, благодаря «мудрой» политике российского руководства, жителям Латвии стало вполне очевидно, что экономическая зависимость от русского бизнеса или туриста оказалась мнимой, а их отсутствие – достаточно легко компенсируемым за счет интеграционных связей внутри Европейского Союза. Соответственно, «агенты влияния России» быстро переориентировались на новых более предсказуемых патронов, приносящих доход в данный момент времени. И с каждым днем их ментальная связь с Россией все более ослабевает, а их мысли становятся все менее подверженными русскому влиянию. Здесь уже не помогает ни обильно транслируемая на территорию Балтии Ирада Зейналова со своими друзьями, ни щедро финансируемые из России местные кадровые провокаторы и пропагандисты. Даже проживающие в Латвии русские подростки стали называть себя по национальности русскоязычными, а не русскими.
Искусственно сокращая и ограничивая свое присутствие в экономике и повседневной жизни Латвии, российские власти оказывают неоценимую услугу в деле укрепления латвийской государственности и интеграции нашего общества. Вводя различные контрсанкции и запреты, Россия, фактически, только укрепляет суверенитет Латвии и содействует сплоченности ее жителей, которые избавляются от обременительной для них зависимости и вредных иллюзий. Наверняка, Кремль планировал все же несколько иные результаты.
Сдается мне, что аналогичные последствия ожидают Россию в Турции и других «справедливо караемых» странах. Избавление от непредсказуемого «друга», поведение которого диктуется интересами и волей только одной деспотично настроенной и капризной персоны, безусловно, пойдет на пользу всем тем, кто имел с ним дело, ошибочно полагаясь на мнимые удобства и выгоду такого сотрудничества.
Добавить комментарий