Что происходит с российским кредитом в 300 миллионов долларов, который Кыргызская Республика получила в 2009 году? Информационная сфера полнится слухами и противоречивой информацией. Между тем, «главный управляющий» этими средствами – Фонд развития Кыргызской Республики – заставляет деньги работать, гарантирует выплату процентов и возврат кредита. О том, где сейчас российские деньги, и как ими управляют, рассказывает заместитель руководителя Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям Алексей Елисеев. // Андрей Лазарев, Bankir.Ru
— Алексей Александрович, для начала поясните, почему государственный орган в лице Центрального агентства занимается делами акционерного общества?
— Дело в том, что Фонд развития создан в форме закрытого акционерного общества. Сто процентов акций принадлежит государству, но от лица государства доверительным управлением акциями Фонда занимается Центральное агентство по развитию. Агентство же создано для реализации политики в экономической сфере. Руководитель агентства является председателем Совета директоров госкорпорации. Я тоже вхожу в состав Совета директоров.
— Начать интервью хотелось бы с последних новостей о расторжении договора между Фондом развития и компанией, которая якобы управляла вашими средствами. Что произошло?
— Вы имеете в виду MGN Group? На этой неделе Фонд развития на самом деле расторг договор с управляющей компанией. Дело в том, что в сентябре 2009 года были подведены итоги тендера, объявленного Фондом развития. Были выбраны юридическая компания, оценочная компания, финансовый консультант и управляющий активами. После утверждения Советом директоров в качестве поставщиков услуг четырех компаний, с ними были заключены договоры. В качестве управляющей компании был выбран холдинг MGN Group. То есть, распоряжаясь средствами Фонда, управляющая компания должна была заниматься различными приобретениями ценных бумаг, доход перечислять в Фонда, и небольшой процент оставлять в виде комиссионных в качестве оплаты за услуги.
Но вскоре Советом директоров была принята стратегия развития госкорпорации, а в соответствии с ней вскоре пересмотрена политика управления рисками. Это привело к тому, что правление Фонда должно было управлять всеми активами самостоятельно, осуществлять приобретения ценных бумаг и другие операции от своего имени, на свой счет. То есть постоянно контролировать весь процесс управления активами.
— То есть по сути оказалось, что услуги компании вам не очень нужны?
— В феврале были подведены итоги деятельности Фонда развития за 2009 год, а в начале марта были проанализированы результаты размещения свободных средств в евробондах российских эмитентов, таких как «Газпром», «ВТБ», «Сбербанк», «Алроса». Правление Фонда развития пришло к выводу, что выбранная политика управления рисками показала свою эффективность.
Судите сами. Прибыль корпорации от размещения свободных средств на внешних рынках только в январе и феврале 2010 года составила 143 556 долларов. Что касается итогов 2009 года, то доходы от размещения средств на депозитах в коммерческих банках Кыргызстана составили 5,9 миллиона сомов; доходы от размещения в российских облигациях – 38,5 миллиона сомов; доходы от профессиональной деятельности Фонда по доверительному управлению ценными бумагами принесли ему 9,1 миллиона сомов. В итоге процентные доходы превысили план на 52%. А чистая прибыль после всех выплат и налоговых отчислений в 2009 года составила более 20 миллионов сомов (около 450 тысяч долларов), учитывая, что Фонд вел операционную деятельность меньше 4 месяцев.
Фонд развития и дальше будет управлять самостоятельно активами.
— Это единственная причина того, что Фонд не доверял деньги, которые в России считают своими?
— Вы правы, есть и другая причина, почему контракт с управляющей компанией не стал реализовываться. Политика управления рисками не позволила Фонду передавать свои активы компании, чей собственный капитал меньше суммы, которую предполагалось передать под управление. Свободных же средств Фонда намного больше собственного капитала управляющей компании.
Однако при расширении деятельности Фонда, возможно, будет рассмотрен вопрос об объявлении международного тендера на управляющую компанию. Фонд сосредоточен на финансировании приоритетных направлений экономики Кыргызстана. А управление активами является лишь необходимым элементом его операционной деятельности, позволяющей обслуживать заимствования этого финасово-кредитного учреждения. Поэтому в будущем, возможно, будет рассмотрен вопрос о приглашении к сотрудничеству крупнейших мировых управляющих компании. Но пока об этом вряд ли стоит много рассуждать, так как вопрос не является решенным.
— А в какой степени на решение о расторжении договора повлияли последние новости об уголовном преследовании руководителя MGN Group Евгения Гуревича?
— Я уже отмечал, что мы не беспокоимся за сохранность финансовых средств, так как они находятся у Фонда развития. Но это событие стало поводом для того, чтобы мы дали разъяснения и объяснили, где находятся средства Фонда, кто ими управляет, и почему для управления активами мы не пользовались услугами MGN Group. Фонд развития является прозрачной структурой в том плане, что в каждый момент времени мы знаем, где находятся его деньги.
— Где средства кредита, который был выдан Россией Кыргызстану в прошлом году?
— Денежные средства в размере 286,3 миллиона долларов США Фонду развития были выделены решением правительством Кыргызстана из российского кредита в 300 млн. долларов США для реализации приоритетных для республики проектов. Следует отметить, что по условиям кредитного соглашения остальная сумма в 13,6 миллиона депонирована во Внешэкономбанке России, как гарантия первого платежа кыргызской стороны по основному долгу, который наступит в 2016 году. В прошлом году 100 миллионов долларов было выдано на строительство Камбар-Атинской ГЭС-2. Хотелось бы отметить, что заемщик в лице ОАО «Электрические станции» исправно перечисляет проценты. Кредит же был выдан на условиях, которые минимизируют риски невозврата.
В этом году на инвестиционные проекты будет выделено 7 миллиардов сомов. Это более 157 миллионов долларов. Кредитные соглашения по проектам также составляются таким образом, чтобы заемщики в срок обслуживали кредит. А мы в свою очередь вовремя перечисляли средства Минфину. Минфин же российской стороне. Фонд развития уже перечислил проценты более миллионов долларов. Министерство финансов проценты по кредиту должно перечислить 15 марта. Оставшаяся сумма находится на счетах в Нацбанке, на счетах и депозитах в коммерческих банках Кыргызстана. Часть средств с октября 2009 года до конца февраля 2010 года размещалась на внешних рынках. Фонд в основном приобретал облигации российских эмитентов, чей кредитный рейтинг по сути сродни кредитному суверенному рейтингу России. Думаю, не надо объяснять, что нам гарантировался возврат вложенных средств и доход по облигациям.
— Каким образом Фонд развития гарантирует возврат российского кредита?
— Все дело в новом подходе по управлению внешним долгом страны. Впервые в практике нашей страны для обслуживания внешнего долга, в данном случае российского кредита, был применен новый подход: внешнее заимствование имеет конкретного ответственного, который гарантирует обслуживание кредита и его возвратность согласно условиям договора.
Во-первых, значительно снижаются кредитные риски, ведь гарантированность возврата денежных средств — главное для кредитора.
Во-вторых, возврат внешнего долга не лежит камнем на бюджете, а, следовательно, на каждом налогоплательщике страны, ведь одна организация, в данном случае Фонд развития, обслуживает долг самостоятельно. Предыдущая практика управления госдолгом в Кыргызстане показала, что ответственным за возврат внешних заимствований оказывался бюджет, то есть налогоплательщики, а не конкретная организация.
Кредитор в лице Российской Федерации может быть спокоен в том плане, что понятно, где конкретно находятся средства Фонда, каков график погашения кредита. Если бы эти средства висели камнем на шее у госбюджета, то сложнее найти ответственных. Ведь у государства всегда найдется масса неотложных дел, связанных с социальными обязательствами, которые необходимо решать. А обслуживание внешнего долга отодвигается на второй план.
— Но помимо 300 миллионов кредита Россия перечисляла 150 миллионов долларов в виде гранта. Была договоренность о 1,7 миллиарда долларов на строительство Камбар-Атинской ГЭС-2. Что с этими средствами?
— Это не в компетенции Фонда развития. Грантовые средства были использованы на поддержку бюджета и за них ответственен МинфинI. Что касается строительства ГЭС, то этих средств у Фонда развития тоже нет.
Добавить комментарий