2012-10-25 09:53:32
Инициирование переговоров по проекту «Кумтор» в 2008 году диктовалось, помимо всего прочего, необходимостью внедрения системных изменений для перевода регулирования горной отрасли от псевдорыночных механизмов к инструментарию реальной рыночной экономики. В этом ряду одной из застарелых и важных проблем всегда оставался вопрос реализации данного бюджетообразующего проекта.
При проведении переговоров с канадскими инвесторами и разработке соглашения по проекту «Кумтор» нами были предложены и введены в проектную документацию несколько базовых принципов, которые в настоящее время просто не учитываются. К сожалению, они остаются вне поля зрения тех, кто уполномочен заниматься как горной отраслью, так и экономикой в целом. Очевидно, что это приводит к стагнации и провоцирует дальнейшие спекуляции по данной теме в политических и личных целях.
С самого начала своей деятельности в 1992 году указанное предприятие становилось объектом разного рода конфликтов, споров и претензий со стороны практически всех участников политического процесса (в зависимости от их приближения или отдаления от государственной власти на конкретном временном отрезке), что поддерживало вполне оправданное негативное отношение в обществе к канадским инвестициям.
Необходимо признать, что инвесторы зачастую сами давали повод для такого рода инсинуаций, соглашаясь либо даже инициируя непрозрачные процедуры разработки и принятия проектных документов с нестандартными для делового оборота результатами. Примером может служить та же реструктуризация проекта от 2004 года, в результате которой при создании публичной компании Centerra Gold Inc. Кыргызстан фактически уменьшил свою долю в месторождении до 15,6 процента.
Указанные договоренности сами по себе являются крайне необычным для подписавшихся под реструктуризацией государственных чиновников. Но еще большие вопросы вызывает произошедшая в то же самое время сделка при публичном размещении других акций Центерры, которая по ряду параметров может быть отнесена к категории фондовых операций с использованием инсайдерской информации.
Так, никому не известная компания «Central Asia Gold Ltd.», зарегистрированная в Австралии, в октябре 2003 года перекупает значительную долю участия в золотом проекте «Бору» (Монголия). На эту же долю имеет безусловный колл-опцион (то есть право на покупку) структуры канадской компании Cameco Corporation, которая по каким-то причинам отказывается от его исполнения в пользу указной австралийской компании. Сделка совершается как раз в тот период, когда уже определены активы, подлежащие внесению во вновь создаваемую Centerra Gold, в число которых вошло и месторождение «Бору».
Австралийская компания в порядке реструктуризации обменивает приобретенную долю в монгольском проекте на акции компании «Centerra Gold Inc.», которые сразу же после публичного размещения продаются за 56 миллионов долларов. Данная продажа совпадает по времени с реализацией Кыргызской Республикой своего пакета акций в Centerra Gold в размере 17,34% за $86 млн, которая и привела к снижению пакета акций Кыргызстана до 15,66%.
Причины, по которым публичная компания Cameco отказалась от использования своего права по опциону и, фактически, потеряла, как минимум, 56 миллионов долларов, остаются неизвестными. Также оказалась недоступной информация о бенефициарных владельцах внезапно обогатившейся компании Central Asia Gold Ltd. Удалось выяснить лишь то, что данная австралийская компания ранее была связана с нашим государством, так как обладала здесь правами на геологическую разведку трех небольших месторождений золота. После описанной сделки с проектом «Бору» и акциями Центерры о деятельности указанной компании никакой информации не поступало.
К сожалению, компетентные правоохранительные органы Кыргызстана не смогли получить каких-либо доказательств противоправности описанной сделки или ее связи с решениями ответственных должностных лиц по реструктуризации проекта «Кумтор». В силу этого она так и осталась лишь необычной фондовой операцией, которая формально соответствовала закону. При таких обстоятельствах будирование этой темы, могло привести только к началу длительных судебных разбирательств с последствиями в виде ареста акций компании Centerra Gold Inc., а, возможно, и отмене торгов этими акциями на фондовом рынке. Данное развитие событий могло бы привести к остановке производственной деятельности проекта «Кумтор» на десять и более лет с риском потери данного месторождения в целом.
Исходя из этого, споры на указанную тему оказались контрпродуктивными. А после заключения Соглашения о новых условиях в 2009 году они вообще потеряли какой-либо смысл, так как в нем были заложены механизмы, исключающие возможность повторения подобного впредь. К примеру, на проект были распространены антикоррупционные меры, установленные Законом Канады «О коррупционных действиях в отношении иностранных должностных лиц» (пункт 3.5 Соглашения о новых условиях по проекту «Кумтор» от 24 апреля 2009 года).
В основу упомянутого Соглашения и исправленной проектной документации была заложена система экономических и юридических принципов, которые, во-первых, не позволяют использовать этот проект в чьих-либо интересах (за исключением акционеров), а во-вторых, предполагают применение данных соглашений в качестве источника для построения системы исключительно рыночного регулирования проекта. Для обобщенного ознакомления с сутью этих принципов приведем три из них:
Принцип автономности заключается в том, что для правового регулирования всех вопросов деятельности проекта «Кумтор» на территории Кыргызстана была создана специальная договорная конструкция, представляющая собой комплекс проектной документации, имплементированной в систему кыргызского законодательства. Основу этой конструкции составляет Соглашение о новых условиях по проекту «Кумтор» от 24 апреля 2009 года, которое было одобрено Правительством Кыргызской Республики (постановление № 254 от 24 апреля 2009 года) и ратифицировано Жогорку Кенешем Кыргызской Республики (закон от 30 апреля 2009 года за № 142). Проектом управляют также несколько пересмотренных соглашений (концессионное, инвестиционное, акционерное, о продаже золота и серебра), которые были заключены во исполнение Соглашения о новых условиях (постановление Правительства Кыргызской Республики от 5 июня 2009 года за № 355). Ниже в ссылках приведены тексты проектной документации по проекту «Кумтор».
В соответствии со статьей 4 вышеприведенного закона от 30 апреля 2009 года Соглашение о новых условиях и проектная документация имеют приоритет перед нормами законодательства Кыргызской Республики. То есть если соглашения по проекту «Кумтор» определяют иные правила, чем те, которые установлены кыргызским законодательством, то к урегулированным таким образом отношениям применяются правила проектных соглашений.
Таким образом, проект «Кумтор» в настоящее время представляет собой отдельное, изолированное, автономное образование, исключающее негативное влияние внешней среды. К сожалению, экономическую и политическую систему Кыргызстана как до апреля 2010 года, так и после можно охарактеризовать в целом именно как неблагоприятную среду для инвестиций и бизнеса.
Договорное регулирование отношений по разработке месторождения обеспечивает также защиту проекта от односторонних «корректировок» применяемых к нему норм и правил, а также препятствует воздействию на проект со стороны внешних по отношению к нему факторов (в первую очередь, политиков и государственных чиновников). Соответственно, в деятельности Кумтора произошло замещение «ручного управления» наших чиновников и менеджеров проектных компаний на регулирование проекта исключительно нормами соглашений. Так, в деятельности проектных компаний была полностью исключена коррупционность, а система налогообложения стала основываться исключительно на объемах производства и мировых ценах на золото и серебро.
К регулированию и толкованию проектной документации было призвано материальное право штата Нью-Йорк (США); к обороту акций – законодательство Канады, а также акты, действующие на территории провинции Онтарио, и регламент Фондовой Биржи Торонто; к разработке самого месторождения и производственной деятельности Кумтора – законодательство Кыргызстана с учетом договорных норм и стабилизации.
Стабилизация коснулась всего применимого к проекту кыргызского законодательства, из которой исключены нормативные правовые акты об охране окружающей среды, промышленной безопасности, охране здоровья и условий труда, а также недропользования и ведения горных работ. Таким образом, все основные проблемные и конфликтные вопросы, касающиеся экологии, охраны труда и порядка разработки месторождения находятся в прямой компетенции нашего государства, которое может обеспечить соблюдение всех общественных интересов и прав населения без какого-либо административного или силового давления на компанию и ее менеджмент. Вместо инициирования различных политических шоу (в том числе с покорением заборов), создания комиссий с непонятным статусом и проведения многочисленных незаконных проверок, ответственным должностным лицам необходимо просто разработать и принять советующее законодательство, которое будет регулировать, к примеру, вопросы экологии в том направлении, которое требуется для защиты нашей природы и населения.
При разработке рассматриваемого принципа автономного регулирования данного проекта была также запланирована прецедентность примененного инструментария, которая заключается в возможности распространения этих механизмов для других инвестиционных проектов в Кыргызской Республике. Все юридические, экономические и управленческие принципы, примененные при составлении соглашений по Кумтору, были апробированы в разработанном в 2009 году пакете законопроектов, касающихся регулирования недропользования. В настоящее время часть этого пакета с незначительными искажениями приняты Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, а вторая часть обсуждается.
Принцип роста и стратегического планирования. Этот принцип позволяет, практически бесконечно развивать компанию Centerra Gold Inc. с максимизацией участия Кыргызстана в ее капитале. Очевидно, что извлекаемые запасы действующих месторождений компании (в том числе на Кумторе) в обозримом будущем будут истощаться. Поэтому, как и любая горная компания, Центерра должна активно наращивать свои активы, а также приращивать запасы и ресурсы. В противном случае резкого снижения капитализации и, в конечном счете, скорого закрытия публичной компании просто не избежать.
Для обеспечения этого процесса, в проектной документации предусмотрен ежегодный платеж на развитие минерально-сырьевой базы Кыргызской Республики в размере 4% от валового дохода проекта «Кумтор» (пункт 1.4.3 (b) Соглашения о новых условиях). Только в прошлом году этот налог должен был составлять около 49 миллионов долларов США. Он подлежит уплате в бюджет Кыргызской Республики в первый рабочий день апреля каждого календарного года, но может быть снижен на сумму документально подтвержденных инвестиций, произведенных Центеррой на геологическое изучение, приобретение или разработку существующих или новых запасов полезных ископаемых и ресурсов на территории Кыргызской Республики. По сути, этот платеж является инвестиционными вложениями нашего государства в собственные недра, которые при правильном администрировании позволяют также увеличить и финансовую отдачу от проекта.
Исходя из проектной документации, первый отчет по платежу на развитие минерально-сырьевой базы должен был быть сдан Центеррой Правительству Кыргызской Республики в апреле 2010 года. Данная отчетность должна была документально доказать нашему государству, что предусмотренный соглашениями платеж не только действительно вложен в геологическую разведку, приобретение или разработку, но и привел к реальному увеличению объемов запасов полезных ископаемых и ресурсов компании в Кыргызской Республике. В противном случае Центерра оказывалась обязанной выплатить данные 4% от валового дохода проекта «Кумтор» напрямую в государственный бюджет. В свое время нами была подготовлена методология расчета и администрирования этого платежа. Однако, судя по всему, никаких проверок по начислению платежа или его выплате с тех пор проведено не было. По крайней мере, публичная отчетность по этому вопросу отсутствует.
Тем временем, тщательный и продуманный подход к распоряжению этими финансовыми потоками может практически бесконечно расширять запасы Центерры и, соответственно, обеспечивать прямую отдачу от участия Кыргызстана в этой компании (как в акциях и дивидендах, так и в налогах). Кроме того, в распоряжении Кыргызстана появляются совершенно новые механизмы, которые позволяют нашему государству использовать данную публичную компанию в качестве своего основного инвестиционного инструмента не только в горной отрасли, но и в экономике в целом.
Очевидно, что получив такой мощный инвестиционный инструментарий, как канадская публичная компания, Кыргызстан просто обязан направить его для целей своего экономического развития. С использованием современных рыночных процедур у нас появляется уникальный шанс привлечь в экономику и бюджет значительные инвестиционные и финансовые ресурсы, которые станут на порядок выше всех поступлений, когда-либо доступных Кыргызстану до сегодняшнего дня.
В настоящее время акции Центерры на фондовом рынке недооценены, как минимум, на 60-65%. Приверженность к подписанным ранее соглашениям, а также разработка, внедрение и поддержка стратегического плана развития, могли бы довести капитализацию этой компании даже при имеющихся ресурсах до 8-9 миллиардов долларов США. Если же наше государство сможет обеспечить компании более значимую поддержку, то стоимость государственных активов увеличится еще на более значимую величину. Такой поддержкой, к примеру, может стать увеличение активов Центерры за счет новых месторождений, содействие в приобретении компанией новых активов за рубежом (в том числе с целью диверсификации ее страновых рисков), или же проведение рыночно обоснованного слияния Центерры с одним из мировых лидеров в золотодобывающей сфере.
Принцип справедливости. Не может достаточно долгое время существовать любой договор или соглашения, где нет справедливости для всех сторон, которые участвуют в договоренности. По этой причине проектными соглашениями от 2009 года предусмотрено справедливое распределение налогов и бюджетных отчислений, а так же акций с учетом сложившейся на 2008-2009 год реальной ситуации.
Налоги и отчисления, установленные соглашениями, прозрачны и понятны. В совокупности эффективный налог от деятельности проекта «Кумтор» составляет около 22-23% (в пересчете от валового дохода, а также с учетом косвенных налогов и отчислений). В сложных горно-геологических и технологических условиях, а также связанных с этим капитальных и эксплуатационных затратах по проекту, подобные параметры налогов и отчислений являются беспрецедентно высокими в горном мире. Фактические отчисления, с учетом дивидендов, еще выше и доходят до 26-27% (с возможностью роста при стабильном и эффективном производственном процессе).
Проектной документацией введено также максимально простое и контролируемое администрирование налогов, что имеет первостепенное значение с учетом коррупционности налоговой системы Кыргызстана и негативного опыта работы проекта в прошлом. Все основные налоговые платежи (в том числе налог на валовый доход и Иссык-Кульский взнос) рассчитываются в твердом процентном соотношении от цены продажи Кумтором золота и серебра без каких-либо вычетов и зачетов. А поскольку их реализация происходит исключительно через государственный Кыргызалтын и только по мировым биржевым ценам, то какие-либо злоупотребления, споры или недоимки просто исключены.
К сожалению, очень заметно, что подавляющая часть интересующихся проектом Кумтор и Центерра не знакома с самими текстами соглашений. В этой связи предлагается в прилагаемых ссылках тексты некоторых основных соглашений.
Соглашение о Новых условиях по проекту Кумтор (pdf, 4,66 Мб);
Пересмотренное Инвестиционное соглашение по проекту Кумтор (3,24Мб
Пересмотренный Концессионный договор по проекту Кумотор (pdf, 1,01Мб
Добавить комментарий